Системы предупреждения опасных сближений с земной поверхностью
Потенциально возможная вероят ность предотвращения столкновении с наземными препятствиями (22 6), обуславливаете! погрешностями контроля пути по высоте и направлению. В формуле не учитываются снижение ниже Н„„ в условиях Н1ТОЧНОГС знання экипажем своего МС (зто равнозначно неверному учету Нр*3), и. правильная установка давления иа шкале БВ и неверное определение температурной поправки. На практике столкновения с наземными препятствиями происходят чаще всего именно по этим субъективным причинам, а также из-за недисциплинированности экипажей. Поэтому иа современных ВС устанавливаются средства автоматического предупреждения об опасности столкновения—система сигнализации об опасной скорости сближения с землей (ССОС) и система сигнализации достижения заданных высот
ССОС формирует сигналы предупреждения в случае, если вертикальная скорость снижения превышает допустимое для данной высоты значение, при котором обеспечивается безопасное управление ВС.
Источниками информации о скорости снижения служат: радиовысотомер, акселерометр и БВ. Дифференцированием данных от БВ определяется барометрическая скорость снижения ВС, а сигналов РВ — ра-
диотехническая скорость; ичтегриро-
в. жнем выходных данных аксе. іеро метра получают инерциальную скорость гнижения. Осреднение баромет ричехкон и инерциальной скоростей дает так наливаемую бароинерциаль ную скорость ГБИ. а осре іисние от всех датчиков позвотяет получить барлрадионнерциальную скорость вертикального снижения I Бр)д Таким образом, с высокой точностью определяется V,-
Информация о вертикальных ско ростпх и истинной высоте имеете с информацией о положении шасси и об угле атаки анализируется специализированным вычислительным устройством, и при возникновении опасных ситуаций формируются световой н звуковой сигналы предупреждения.
Сигнализация об опасной скорости снижения сб іижения производится в следующих случаях
в режиме набора высоты после взлета и уборки шасси на истинной высоте полета 50—250 м, если ВС начнет снижаться с вертикальной скоростью V’b >■ 1,6 м/с
при снижении в диапазоне истинных высот 000 50 м. если вертикальная скорость снижения превышает опасное значение для текущей высоты полета (прямая /. рис 22.1) н в случае снижения с убранным шасси на Н <_ 250 м;
в полете над горной местностью в диапазоне истинных высот 50—400 м. если вертикальная скорость сближения с неровностями рельефа превысит опасное для текущей высоты полета значение (прямая 2, рис. 22.1).
Система сигнализации достижения заданных высот основана на использовании радиовысотомера малых высот.
Перед полетом треугольный индекс УВ командира ВС устанавлина ется на значение ВПР, а УВ второго пилота (и штурмана)—на высоту круга ЯкР. На самолетах, оборудованных одним комплектом радновы сотомера, треугольный индекс У В устанавливается на высоту круга При этом засветятся желтые лампоч ктт и сработает звуковая сигнализация. После взлета и прохода высот,
5 10 15 ?-0 Vg. nl с на которые установлены треугольные индексы УВ, желтые лампочки гас нут, на //=750 м стрелки придут к затемненный сектор, а на Н — 3500 м радиовысотомеры автоматически вы ключаются.
В процессе снижения с эшелона на той же высоте 3500 м РВ автоматически включаются и засветятся красные лампочки С высоты 750 м УВ показывают истинную высоту и красные лампочки гаснут. Прн тости женин высоты полета по кругу сра батывают желтые лампочки, а при одном РВ — и звуковая еигнализа ция
Перед третьим разворотом или иа удалении 18 20 км от ВГ1І1 при заходе с примой треугольные индексы всех УВ устанавливаются иа значение ВПР. По достижении этой нысо ты на всех УВ загораются желтые лампочки и срабатывает звуковая сигнализация.
Определенный эффект в предупреждении столкновении дает приме нение БР. ПС со стабилизированной антенной (рис 22.2) Заданным НЬг и v соответствует контрольная на клоннан дальность
/-« =//(5ез sin є.
Pm 22 2. Предотвращение столкновения ВС с земными препятствиями с помощью БР. 1C г її г половина ширины луча в вертикальной плоскости.
При L>LK наземное препятствие наблюдается на экране. По мере сближение ВС с препятствием его отметка перемещается к центру экра на и при LfZl-n пропадает. Напри
мер, при Hf, ел — 900 м радиус секто ра, в котором на экране нс наблюла ется земная поверхность, 35 нм (0„ = Я°). Е’-ли отметка исчезает на L>LK, то ВС II1CT выше //я. а, если на L<І. к, то ниже.
Из-за ні точности 0„ и погрешности стабилизации антенны пропадание отметки препятствия иа LK и* га рантируот пролет над ннм на //сел.
Только комплексное использование БВ, РВ н ССОС, грамотная их экс плуатация, строгое соблюдение уста новленных гравнл полетов и высокая точность контроля пути по направленню и дальности гарантируют предотвращение столкновений с наземными препятствиями.
Глава 23