Системы предупреждения опасных сближений с земной поверхностью

Потенциально возможная вероят ность предотвращения столкновении с наземными препятствиями (22 6), обуславливаете! погрешностями кон­троля пути по высоте и направлению. В формуле не учитываются сниже­ние ниже Н„„ в условиях Н1ТОЧНОГС знання экипажем своего МС (зто равнозначно неверному учету Нр*3), и. правильная установка давления иа шкале БВ и неверное определение температурной поправки. На практи­ке столкновения с наземными препят­ствиями происходят чаще всего имен­но по этим субъективным причинам, а также из-за недисциплинированно­сти экипажей. Поэтому иа современ­ных ВС устанавливаются средства автоматического предупреждения об опасности столкновения—система сигнализации об опасной скорости сближения с землей (ССОС) и систе­ма сигнализации достижения задан­ных высот

ССОС формирует сигналы преду­преждения в случае, если вертикаль­ная скорость снижения превыша­ет допустимое для данной высоты значение, при котором обеспечивает­ся безопасное управление ВС.

Источниками информации о ско­рости снижения служат: радиовысо­томер, акселерометр и БВ. Диффе­ренцированием данных от БВ опреде­ляется барометрическая скорость снижения ВС, а сигналов РВ — ра-

диотехническая скорость; ичтегриро-

в. жнем выходных данных аксе. іеро метра получают инерциальную ско­рость гнижения. Осреднение баромет ричехкон и инерциальной скоростей дает так наливаемую бароинерциаль ную скорость ГБИ. а осре іисние от всех датчиков позвотяет получить барлрадионнерциальную скорость вертикального снижения I Бр)д Таким образом, с высокой точностью определяется V,-

Информация о вертикальных ско ростпх и истинной высоте имеете с информацией о положении шасси и об угле атаки анализируется специа­лизированным вычислительным уст­ройством, и при возникновении опас­ных ситуаций формируются световой н звуковой сигналы предупреждения.

Сигнализация об опасной скоро­сти снижения сб іижения производит­ся в следующих случаях

в режиме набора высоты после взлета и уборки шасси на истинной высоте полета 50—250 м, если ВС начнет снижаться с вертикальной скоростью V’b >■ 1,6 м/с

при снижении в диапазоне истин­ных высот 000 50 м. если вертикаль­ная скорость снижения превышает опасное значение для текущей высо­ты полета (прямая /. рис 22.1) н в случае снижения с убранным шасси на Н <_ 250 м;

в полете над горной местностью в диапазоне истинных высот 50—400 м. если вертикальная скорость сближе­ния с неровностями рельефа превысит опасное для текущей высоты полета значение (прямая 2, рис. 22.1).

Система сигнализации достиже­ния заданных высот основана на ис­пользовании радиовысотомера малых высот.

Перед полетом треугольный ин­декс УВ командира ВС устанавлина ется на значение ВПР, а УВ второго пилота (и штурмана)—на высоту круга ЯкР. На самолетах, оборудо­ванных одним комплектом радновы сотомера, треугольный индекс У В устанавливается на высоту круга При этом засветятся желтые лампоч ктт и сработает звуковая сигнализа­ция. После взлета и прохода высот,


5 10 15 ?-0 Vg. nl с на которые установлены треугольные индексы УВ, желтые лампочки гас нут, на //=750 м стрелки придут к затемненный сектор, а на Н — 3500 м радиовысотомеры автоматически вы ключаются.

В процессе снижения с эшелона на той же высоте 3500 м РВ авто­матически включаются и засветятся красные лампочки С высоты 750 м УВ показывают истинную высоту и красные лампочки гаснут. Прн тости женин высоты полета по кругу сра батывают желтые лампочки, а при одном РВ — и звуковая еигнализа ция

Перед третьим разворотом или иа удалении 18 20 км от ВГ1І1 при за­ходе с примой треугольные индексы всех УВ устанавливаются иа значе­ние ВПР. По достижении этой нысо ты на всех УВ загораются желтые лампочки и срабатывает звуковая сигнализация.

Определенный эффект в преду­преждении столкновении дает приме нение БР. ПС со стабилизированной антенной (рис 22.2) Заданным НЬг и v соответствует контрольная на клоннан дальность

/-« =//(5ез sin є.

Pm 22 2. Предотвращение столкно­вения ВС с земными препятствиями с помощью БР. 1C г її г половина ширины луча в вер­тикальной плоскости.

При L>LK наземное препятствие наблюдается на экране. По мере сближение ВС с препятствием его отметка перемещается к центру экра на и при LfZl-n пропадает. Напри

мер, при Hf, ел — 900 м радиус секто ра, в котором на экране нс наблюла ется земная поверхность, 35 нм (0„ = Я°). Е’-ли отметка исчезает на L>LK, то ВС II1CT выше //я. а, если на L<І. к, то ниже.

Из-за ні точности 0„ и погрешно­сти стабилизации антенны пропада­ние отметки препятствия иа LK и* га рантируот пролет над ннм на //сел.

Только комплексное использование БВ, РВ н ССОС, грамотная их экс плуатация, строгое соблюдение уста новленных гравнл полетов и высокая точность контроля пути по направле­нню и дальности гарантируют пред­отвращение столкновений с наземны­ми препятствиями.

Глава 23